|
Вступление Армении в новую эру, о
приходе которой, впрочем, наши далёкие предки даже не подозревали, совпало с
концом династии Арташесидов, правивших ею почти два столетия. Перешла в новую
эру и созданная Арташесидами армянская государственность, которой в последующие
два тысячелетия предстояли тяжелейшие испытания.
История первых
четырёх веков новой эры для Армении - это история постепенной утраты
самостоятельности и раздела Армян-ского царства между двумя могущественными
соседями - Римской империей и царством персов, сменившим в III веке государство
парфян. Этому способствовала и внутренняя борьба в самой Армении, где
соперничали два начала, влиявшие на армянскую культуру: более новое - эллинизм и
традиционное - иранизм. Таким образом, перед Арменией стояла дилемма - либо
слиться с Римской империей, под-даться романизации и потерять самостоятельность,
как Галлия на Западе, либо открыто войти в состав Восточного мира и разделить
его исторические судьбы
До середины первого столетия на армянском
престоле сменился целый ряд правителей, угодных Риму и поддерживавших с ним
вассальные отношения. Во второй половине столетия римское влияние в Армении
начинает уступать парфянскому - на армянский престол взошёл Трдат -
основоположник новой, Аршакидской династии. В ответ на это Нерон послал на
Восток свои легионы.
Несколько лет войны не принесли римлянам успехов и
они вынуждены были принять символическое выражение покорности со стороны
Армении: Трдат согласился лично прибыть в Рим, чтобы из рук Нерона принять знаки
царского достоинства. Это была победа древней армянской дипломатии.
О
поездке Трдата в Рим рассказывают многие античные историки - Тацит, Светоний,
Плиний. Ехал Трдат в сопровождении тысячи знатных армян и парфян, все расходы по
этой поездке Римом были приняты на свой счёт, в Риме Нерон устраивал в честь
Трдата пиры, сам играл перед гостем на кифаре и выезжал на арену в колеснице,
что, впрочем, армянский царь не очень одобрил, найдя всё это не царственным
занятием.
В заключение празднеств Нерон торжественно венчал Трдата на
царствование, но никаких определённых обязательств армянский царь перед Римом не
принял. Более того, он привёз с собою из Рима художников, мастеров и рабочих, а
также деньги для восстановления разрушенных римлянами городов. Борьба между
Римом и Парфией продолжалась весь второй век, Армения окончательно утвердилась в
тесных пределах собственно армянских областей и отказалась от притязаний на
наследие Тиграна Великого.
В эту же эпоху столица Армении была перенесена
из Арташата в Нор-Кахак (Новый Город), позднее переименованный в Вагаршапат. Вся
история этого города связана с армянской церковью. 301 год - важная дата в
национальной истории, Армения приняла христианство одной из первых в древнем
мире, тогда же христианство стало её государственной религией. Престол
Католикоса всех армян в 1441 году обосновался в столице - Вагаршапате, в
монастыре Эчмиадзин (перевод этого слова означает место, куда «сошёл
первородный»).
Вагаршапат c 1945 года переименован в
Эчмиадзин.
Начиная с первой римско-персидской войны и в длинном ряду
последующих столкновений, являющихся в сущности одной, почти непрерывной войной
в течение столетий, Армения всегда была на стороне Рима. Однако союз этот
оказался гибельным для Армении после того, как последняя война римлян с персами
завершилась позорным для Рима миром. Империя уступила персам пять провинций и
предоставила для разгрома верного союзника - Армению. Римляне и персы вскоре
пришли к убеждению, что им незачем сохранять независимость Армении и решили
разделить армянские земли между собою. Так в 428 году прекратило своё
существование древнеармянское
государство
|